воскресенье, 8 октября 2017 г.

Цена ошибки

Жить, покоем дорожа, —           

Пресно, тускло, простоквашно; 

Чтоб душа была свежа,             

Надо делать то, что страшно.    
Игорь Губерман

Страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
из Википедии

А я вывел для себя такое определение, больше относящуюся к туризму: Страх – это защитная реакция психики, основанная на предыдущем опыте. 
Ведь кто не боится? Человек, который не осознаёт последствий своего поступка. И если это психически здоровый индивид, то произойти такое может только от недостатка опыта.
Если вы не видите опасности, а ваш более опытный товарищ боится, то стоит прислушаться к его опасениям. Опытный человек не будет скрывать свой страх, если цена ошибки слишком высока.
Для примера расскажу пару историй.

История первая: 

Я и мой товарищ в горном походе. Я имею очень небольшой горный опыт; товарищ старше и опытнее. Горного снаряжения у нас нет – мы не альпинисты, мы просто гуляем. Немного «потерялись», свернули не туда. Уперлись в тупик. Смотрю в карту и вижу, что, если пройти по узкому, круто уходящему вверх скальному карнизу метров 10, мы окажемся на нужной тропе. Карниз шириной около метра, с одной стороны огромная глыба, с другой пропасть метров 200, может больше.
Я не вижу особой опасности. Ну да, карниз уходит вверх под углом градусов 45 – 50, но ведь не узенькая полочка. Да, на нас совсем не легкие рюкзаки, но и пройти-то всего несколько шагов.
Советуемся. Я предлагаю идти. Товарищ не то, чтобы меня отговаривает, но дает понять, что боится…
Тогда я даже не стал выяснять причины его опасения и как-то доказывать свою правоту, просто в голове у меня сразу включился красный свет. Мы вернулись назад и вышли на тропу в том месте, где с неё сбились.
Анализ ситуации:
Всё не однозначно. Мы могли бы спокойно, осторожно подняться по карнизу. В то же время попавший под ноги песок или маленький камушек могли привести к потере равновесия. Но это тоже не означало бы гарантированный срыв. Да, риск был. Но риск есть в любом, даже простом походе.
Товарищ понял, что цена ошибки будет слишком велика. То есть последствия могут быть не соразмерны сложившийся ситуации. Мне это не пришло в голову сразу, я осознал это позже. Опыт…

История вторая: 

Мы в водном походе - я и моя команда, водный опыт которой складывается из нескольких ПВД по соседним прудам. Река спокойная, равнинная, местами попадается техногенка.
Впереди старая плотина. Плотина не разрушена, вполне себе рабочая. Ровный слив через всё русло меньше метра высотой. За плотиной противоток метров 20. Никакой тебе пены и валов, шуму и дыму – водичка журчит.
Ребята полны энтузиазма, предлагают прыгать. У меня страха нет – я точно знаю, что буду плотину обносить; у них страха нет – они не в курсе, как работает эта ловушка. Я постарался как можно нагляднее объяснить принцип работы некоторых водных структур класса «жопа». Ребята меня поняли. Обнесли.
Анализ ситуации:
Всё прозрачно. Такие плотины особо опасны – это знает каждый опытный водник. Не опытный – не знает. Задача опытного товарища как можно доходчивее рассказать о том, что случится с судном, попытавшимся пробить гладкую мощную бочку, превышающую длину судна в 5 раз. Опыт…

И напоследок: 

Это только в кино перед смертью героя сгущаются тучи и звучит тревожная музыка. В жизни перед этим обычно светит солнышко и поют птички, дует легкий ветерок, и кто-то с видео или фотокамерой кричит тебе: «Пошел!»
И таки да, Губерман прав – рискуй! Рискуй - но делай это осознанно, четко понимая, что может произойти. Соизмеряй степень риска с ситуацией и помни о цене ошибки.
И почаще оглядывайся на опытного попутчика, ведь он боится не просто так. Вот тогда ты проживешь не только интересную, но и долгую жизнь. 


Турист СССР

Комментариев нет:

Отправить комментарий